- Метафизическое искусство
- течение в изобразительном искусстве итальянского модернизма, возникшее после Первой мировой войны. Его представители, называвшие себя «метафизиками», - художники Дж. Моранди, К. Карра, А. Савиньо, Л. де Пизис. Лидером являлся Дж. де Кирико (1888-1978). Их эстетическая программа была нацелена на то, чтобы классические традиции античной и прежде всего древнеримской античности облечь в современные формы, отвечающие духу модерна. При этом «метафизики» не искали путей к органичному синтезу традиций и новаций. В их картинах, являвших собой механистически скомпанованные коллажи из атрибутов двух цивилизаций, античной и индустриальной, оба культурных мира остаются бесконечно чуждыми друг для друга. Картины лишены тепла, эмоциональности. В них царит дух взаимоотчуждения всех от всех, мертвенной застылости, всепроникающего одиночества. Это мир, в котором нет ни Бога, ни людей и потому можно предположить, что его рассматривание похоже на то состояние, с каким, вероятно, будущие астронавты станут рассматривать чужие, безжизненные планеты. Сами художники- «метафизики» трактовали эту демонстративную безжизненность своих произведений как апелляцию к вневременному бытию. В их картинах есть пространство, но нет времени. Его ход приостановился и воцарила странная, не античная и не христианская вечность, чуждая душе, сформировавшейся в культурном пространстве, обозначенном Афинам, Римом, Иерусалимом.◘ Лит.: Кокто Ж. Портреты-воспоминания. - М., 1985.
Эстетика. Энциклопедический словарь. Издательство Михайлова В. А. Санкт-Петербург. В. А. Бачинин. 2005.